18.07.2025 ПУБЛИКАЦИИ

Справочник KPI. Маркетинг. Что такое CPL, CPC, CPA (Cost Per Lead, Cost Per Click, Cost Per Action) и как их считать?

Для стабильного привлечения и удержания клиентов необходимо контролировать эффективность инвестиций в маркетинг, качество взаимодействия с аудиторией и глубину охвата. Маркетинговые KPI помогают измерить результативность на всех этапах воронки — от формирования узнаваемости до конверсий и оценки возврата инвестиций.

Опираясь на практический опыт, команда Qlever Solutions подготовила обзор ключевых маркетинговых метрик, которые подойдут для стратегического и операционного анализа — вне зависимости от отрасли и размера компании.
С помощью справочника KPI вы сможете выбрать метрики, которые наиболее точно отразят особенности вашего бизнеса и позволят расширить доли рынка, запускать эффективные рекламные кампании и корректировать стратегию продаж.
  • Маркетинговые показатели

Рекламные метрики CPL, CPC, CPA

На пути к сделке каждый потенциальный клиент взаимодействует с компанией:

  • Знакомится с помощью рекламных постов в соцсетях или баннеров
  • Оставляет свои контакты в заявках или подписках
  • Пишет в мессенджеры и на email, обращается к менеджерам по телефону

Эффективность каждого из этих касаний можно оценить с помощью KPI.
CPC, CPA и CPL — это основные метрики в digital-маркетинге, которые позволяют контролировать бюджет, измерять эффективность рекламы и оптимизировать маркетинговые кампании на каждом этапе воронки продаж.

Эти показатели нужны для того, чтобы оценивать эффективность рекламы, контролировать бюджет, сравнивать каналы продвижения находить точки роста и принимать обоснованные решения по оптимизации маркетинга на всех этапах воронки — от охвата до продаж.

Что такое CPL (Cost Per Lead) — стоимость лида

CPL (Cost Per Lead) — это метрика, которая показывает, сколько стоит один лид, то есть потенциальный клиент, выразивший интерес к продукту или услуге (например, оставил заявку, подписался, записался на консультацию).

Лид — это пользователь, который оставил свои контактные данные и готов к дальнейшему взаимодействию. В дальнейшем он может стать потенциальным покупателем.

CPL cчитается по формуле:
Tilda Publishing
CPL = Общие затраты на рекламу / Количество лидов
CPL считают, чтобы:

  • Понять, насколько эффективно работает реклама
  • Сравнить стоимость лидов из разных источников
  • Контролировать маркетинговый бюджет и рентабельность
  • Оценивать потенциал канала для масштабирования

Что такое CPC (Cost Per Click) — стоимость клика

CPC (Cost Per Click) — это метрика, показывающая, сколько стоит каждый клик пользователя по рекламному объявлению для перехода на сайт, лендинг, в мессенджер или другую площадку.
Также CPC - один из самых популярных форматов оплаты в контекстной и таргетированной рекламе.

CPС cчитается по формуле:
Tilda Publishing
CPС = Общие затраты на рекламу / Количество кликов
CPС считают, чтобы:

  • Оценить стоимость привлечения трафика
  • Сравнивать эффективность разных объявлений и аудиторий
  • Управлять ставками и снижать расходы
  • Контролировать, насколько реклама интересует пользователей

Что такое CPA (Cost Per Action) — стоимость действия

CPA (Cost Per Action) — это метрика, показывающая, сколько стоит одно целевое действие пользователя после взаимодействия с рекламой.
Действие в данном случае — это заранее определенный результат, который бизнес считает ценным: покупка, регистрация, подписка, установка приложения и т.д.

CPA cчитается по формуле:
Tilda Publishing
CPA = Общие затраты на рекламу / Количество целевых действий
CPA считают, чтобы:

  • Понять, насколько дорого обходится получение результата
  • Оценить реальную эффективность рекламных вложений
  • Сравнивать каналы и кампании по их вкладу в бизнес-цели
  • Улучшать воронку: от клика до действия

Для чего считать показатели

Каждая метрика позволяет провести оценку рентабельности вложений в маркетинг:
  • Cколько стоит привлечение клиента или лида
  • Какие каналы работают лучше всего
  • Где реклама "сливает" бюджет без результата
  • Какие креативы и аудитории принесут ожидаемый эффект

С помощью анализа этих KPI можно объективно сравнивать разные каналы продвижения: Facebook Ads, Google Ads, Яндекс.Директ, YouTube, Telegram и другие, чтобы инвестировать в те источники, которые дают максимум эффекта за минимальные деньги.

Оценка CPL, CPC, CPA в динамике позволяет прогнозировать будущие затраты на привлечение клиентов, масштабировать работающие кампании, выстраивать стратегию роста бизнеса.
Ключевые показатели эффективности (KPI) используются для понимания текущей ситуации в бизнесе: оценки успешных результатов и выявления областей, на которые следует обратить внимание. Грамотная оценка эффективности поможет совершенствовать продукты и услуги, получить новые конкурентные преимущества, своевременно выявлять тенденции и предсказывать события.

    Хотите принимать эффективные бизнес-решения?

    Команда Qlever Solutions разработает наглядные дашборды для детального анализа клиентских KPI