08.12.2023 Публикации

Справочник ключевых KPI. Финансы. Что такое чистая, валовая, операционная маржа и как ее считать?

Для принятия успешных решений и формирования стратегии развития бизнеса невозможно полагаться только на внутренние ощущения, опыт других компаний или общие советы. Важно проводить регулярную оценку операционной деятельности, продаж и финансовых результатов, а для этого выбрать ключевые KPI для анализа.

Компания Qlever Solutions более 10 лет создает корпоративные аналитические решения для фудритейла, ритейла, промышленности, энергетики. Мы не только внедряем современные технологии, но и знаем, как с помощью аналитики снижать затраты, распределять ресурсы, понимать потребителей и управлять взаимодействием с ними.

Мы собрали информацию об универсальных метриках, которые стоит анализировать прежде всего представителям любой отрасли и бизнеса любого масштаба. Цикл статей может стать для вас справочником, который поможет проще ориентироваться в разнообразии показателей и выбрать важные для оценки эффективности вашего бизнеса.
  • Финансы

Чистая маржа (Net Profit Margin, Чистая рентабельность)

В предыдущей статье уже рассказали про расчет базового финансового показателя - чистой прибыли.

NP характеризует чистую прибыль как абсолютный показатель. Для того чтобы понять, сколько чистой прибыли генерирует компания на одну единицу выручки, используется показатель чистой маржи. Он позволяет оценить долю прибыли, которую получает бизнес за каждый заработанный рубль.

    Как считать чистую маржу

    Данные для расчета чистой маржи берутся из бухгалтерской отчетности - отчета о прибыли и убытках, показатель рассчитывается ежемесячно.
    Чистая маржа (Net Profit Margin, Чистая рентабельность)
    Чистая маржа = (Чистая прибыль / Выручка от продаж) х 100%

    Какой результат должен получиться

    Величина чистой маржи варьируется в зависимости от отрасли, чем выше этот показатель, тем лучше. Хорошей считается величина показателя в диапазоне от 20 до 40%.

    Важно оценивать чистую маржу в динамике: если показатель повышается, можно говорить об эффективном менеджменте компании и верной стратегии развития бизнеса.

    Для чего считать чистую рентабельность

    Net Profit Margin демонстрирует, насколько компания справляется со своими затратами и устойчива к изменениям.
    Низкое значение показателя чистой маржи может свидетельствовать о слишком высоких операционных затратах или некорректной ценовой стратегии. В таком случае, даже незначительное увеличение стоимости закупаемых материалов, электричества, аренды могут сделать из прибыльного бизнеса убыточный.

    Валовая маржа (Gross Profit Margin, Валовая рентабельность)

    Показатель позволяет судить о прибыльности на базовом уровне. Валовая маржа — это процент дохода, превышающий себестоимость проданных товаров.

      Как считать валовую маржу

      Данные для расчета валовой маржи берутся из бухгалтерской отчетности - отчета о прибыли и убытках. Показатель рассчитывается ежемесячно как элемент стандартного цикла управленческой отчетности.
      Валовая маржа (Gross Profit Margin, Валовая рентабельность)
      Валовая маржа = ((Выручка от продаж - Себестоимость продукции) / Выручка от продаж) х 100%
      Понятие валовой маржи по отношению к товару или товарной группе нельзя путать с торговой наценкой. Наценка является отношением конечной стоимости продукта к его себестоимости, а валовая маржа демонстрирует общий доход компании по итогам продаж после всех затрат.

      Какой результат должен получиться

      Результат варьируется в зависимости от отрасли. Показатель Валовой маржи должен оставаться стабильным с течением времени, если только в отрасли не произошли значительные изменения, оказывающие влияние на себестоимость продукции или политику ценообразования. Gross Margin должна быть существенно выше, чем чистая маржа.

      Для чего считать валовую рентабельность

      Gross Margin демонстрирует, сколько средств остается у компании из выручки от продаж после вычета себестоимости реализованной продукции, и, следовательно, сколько у компании есть денег, чтобы покрыть накладные и другие расходы, а также получить нераспределенную прибыль и выплатить дивиденды.

      Показатель валовой маржи помогает установить оптимальную ценовую политику, оптимизировать затраты и проанализировать результаты деятельности отделов продаж и закупок.

      Операционная маржа (Operating Profit Margin)

      Показатель характеризует эффективность операционной деятельности компании и показывает, какая часть выручки от продаж остается после вычета операционных расходов, включающих стоимость рабочей силы, сырья, накладные расходы, амортизацию, износ и т. д.

        Как считать операционную маржу

        Данные для вычисления отражаются в отчете о прибылях и убытках. Считается по формуле:
        Операционная маржа (Operating Profit Margin)
        Операционная маржа = (Операционная прибыль / Выручка от продаж) x 100%

        где операционная прибыль — прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль.

        Какой результат должен получиться

        Как и в предыдущих показателях, результат вычислений разный у разных отраслей. Чем выше Operating Profit Margin, тем эффективнее бизнес управляет операционными расходами.

        Для чего считать операционную маржу

        Этот показатель демонстрирует, сколько денег (до уплаты налога на прибыль и процентов) зарабатывает компания на каждый рубль продаж. Маржа операционной прибыли может быть использована для определения того, являются ли расходы на операционную деятельность слишком высокими по сравнению с объемами продукции или продаж.

        Финансовые KPI для управления бизнесом

          Ключевые показатели эффективности (KPI) используются для понимания текущей ситуации в бизнесе: оценки успешных результатов и выявления областей, на которые следует обратить внимание. Грамотная оценка эффективности поможет совершенствовать продукты и услуги, получать новые конкурентные преимущества, своевременно выявлять тенденции и предсказывать события.

            Хотите принимать эффективные бизнес-решения?

            Команда Qlever Solutions поможет вам извлечь ценность из данных с помощью интерактивных инструментов анализа.
            Разработаем дашборды для детального анализа ключевых KPI.