22.11.2023 Публикации

Справочник ключевых KPI. Финансы. Что такое чистая прибыль и как ее считать?

Одна из сложностей оценки эффективности бизнеса – в выборе необходимых именно вам показателей для оценки. Анализ и отчетность на основе всего, что можно каким-либо образом измерить, приводит к путанице и еще большему недостатку информации для принятия решений.

Опыт Qlever Solutions в реализации проектов аналитики среди лидеров рынка фудритейла, ритейла, промышленности, энергетики помогает нам понимать, как корректно оценить эффективность бизнеса, и какие показатели стоит анализировать прежде всего.

В предыдущей статье мы уже отдельно обсудили, как грамотно вести учет в ресторанном бизнесе.

В этот раз мы подготовили серию статей, где расскажем про универсальные метрики, на которые стоит обратить внимание представителям любой отрасли и бизнеса любого масштаба.

Статьи могут стать для вас справочником, на основе которого можно выбрать самые полезные для вас метрики, проанализировать эффективность вашей компании и найти проблемы, из-за которых бизнес недополучает прибыль и упускает новых клиентов, а также разработать успешную бизнес-стратегию и принимать эффективные решения.
  • Финансы

Чистая прибыль (NP - Net Profit)

NP является важнейшим показателем эффективности любого бизнеса – демонстрирует, остаются ли у компании деньги после вычета из всех доходов всех расходов: налогов, процентов по кредитам, производственных расходов, амортизации.

    КАК СЧИТАТЬ

    Чистая прибыль обычно оценивается ежемесячно при подготовке бухгалтерской (отчет о прибылях и убытках) или управленческой (отчет о доходах и расходах) отчетности.

    Для компании, производящей товары или услуги, доходы обычно составляет выручка от продаж, а расходы на производство и выпуск готового продукта еще называют общей себестоимостью.

    Последовательность вычисления NP:

    • Выручка от продаж = Цена (единицы продукции) * Количество реализованных единиц
    • Валовая прибыль = Выручка от продаж – Себестоимость и другие прямые затраты
    • Операционная прибыль (прибыль до уплаты налога на прибыль и процентов) = Валовая прибыль – Накладные расходы и другие косвенные затраты
    • Прибыль до уплаты налога на прибыль = Операционная прибыль – Единоразовые выплаты, выплаты выходных пособий, затраты на реорганизацию – Выплаченные проценты
    • Чистая прибыль = Прибыль до уплаты налога на прибыль – Налог на прибыль

    Алгоритм расчета чистой прибыли в компании

    КАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬСЯ

    Чем выше показатель чистой прибыли, тем лучше. Варьируется в зависимости от отрасли.

    ДЛЯ ЧЕГО СЧИТАТЬ

    Чистая прибыль является одним из показателей, помогающих понять, правильно ли компания распоряжается своими активами, увеличивает ли свою стоимость для акционеров и способна ли расти и развиваться.

    Показатель NP важно рассматривать в контексте общей экономической обстановки и вместе с другими KPI: маржа прибыли, операционная прибыль, доходность активов и доходность капитала.

    Чистая прибыль может быть реинвестирована для развития компании (нераспределенная прибыль) или использована для выплат акционерам и владельцам в виде дивидендов.

    Показатель чистой прибыли можно отдельно измерить в отношении производственного подразделения, продукта, услуги для более детализированных результатов.

    КАК УВЕЛИЧИТЬ NP

    • Повысить выручку
    Расширить географическое присутствие, изменить ассортимент продукции, усилить продвижение, повысить качество клиентского сервиса и т. д.

    Не знаете, на какие товары спрос надо простимулировать с помощью акций, а какие снять с продажи?
    Воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом анализа товарного ассортимента


    • Сократить себестоимость
    Снизить технологические потери, обновить оборудование, пересмотреть техпроцессы


    • Снизить расходы на персонал
    Передать часть процессов на аутсорсинг, пересмотреть способ начисления заработных плат, централизовать или наоборот распределить часть бизнес-процессов


    • Снизить прочие расходы
    Рефинансировать кредиты, пересмотреть договора с банками и отношения с поставщиками, усилить внутреннюю безопасность для предупреждения хищения

    Ключевые показатели эффективности (KPI) используются для понимания текущей ситуации в бизнесе: оценки успешных результатов и выявления областей, на которые следует обратить внимание. Грамотная оценка эффективности поможет совершенствовать продукты и услуги, получить новые конкурентные преимущества, своевременно выявлять тенденции и предсказывать события.

      Хотите принимать эффективные решения на основе данных?

      Обратитесь за консультацией по составлению матрицы ключевых KPI к команде Qlever.