Чтобы удержать клиентов в условиях высококонкурентного рынка торговая сеть прибегает к стимулирующему ценообразованию. Категорийные менеджеры сети регулярно запускают промоакции, распродажи, скидки и бонусные программы для всего ассортимента товаров в разных магазинах.
Порой рынок меняется так стремительно, что принимать решение о запуске новой акции необходимо здесь и сейчас.
Для всех промо-активностей менеджеры формируют в 1С документы-регистраторы предложений на акции, согласно которым цены обновляются в зале и в кассах. Регистратор 1С – это таблица с информацией и описанием разрезов, в которых она хранится.
Возможности системы 1С недостаточно широки для того, чтобы автоматизировать ценообразование и синхронизировать изменения цен в зале и в кассовой системе.
К тому же, у менеджеров нет возможности свести все данные в единый формат и анализировать цены из регистраторов в виде сводных отчетов.
Это приводит к ошибкам при смене ценников и потерям денег для торговой сети.
- Акции запускают невовремя
Для того, чтобы запланировать новые акции и проанализировать динамику цен в будущем, менеджерам приходится вручную просматривать регистраторы 1С по каждой активности. Ручной труд отнимает у сотрудников ценное время и тормозит запуск новых акций. Компания теряет покупателей, которые успевают купить товар по выгодной цене у конкурента.
- Акционная цена оказывается выше регулярной
Категорийные менеджеры вынуждены внимательно сверять фактические и акционные цены на тысячи номенклатур товаров.
Человеческий фактор и предыдущие ошибки, допущенные при вводе цен в 1С, приводит к тому, что менеджер случайно выставляет акционную цену выше, чем обычная цена на товар.
- Цены в кассе не соответствуют ценникам
Еще одним следствием обилия документов становится путаница в ценах на кассе и в торговом зале.
Иногда коммерческий отдел принимает решение срочно изменить условия акции. Например, прекратить месячную акцию на неделю раньше, так как в новых условиях спроса это принесет больший экономический эффект.
Менеджер вносит информацию о завершении акции в 1С, и технически в системе формируется два документа на один и тот же товар, в одном и том же магазине, на одну и ту же дату, но с разной ценой.
На кассу поступает обновленная цена на товар, а в торговом зале остается старый акционный ценник. Покупатель рассчитывает приобрести товар со скидкой, на кассе слышит более высокую сумму, и ситуация заканчивается, в лучшем случае, испорченным настроением и потерянной продажей.
Бывают и более неприятные исходы таких ошибок.
Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс признают ценник публичной офертой, то есть договором сотрудничества, который должен быть соблюден.
В противном случае, покупатель может подать на ритейлера в суд, и предприятие розничной торговли оплатит до 50 000 руб. штрафа за продажу товара по цене выше, чем указанно в ценнике.
Торговые сети ежедневно реализуют миллионы товаров, и штрафы за ценники могут исчисляться сотнями тысяч.
- Сотрудники зала получают невыполнимые задачи
Кажется, что проблему штрафов можно решить своевременной заменой ценников, но порой ошибки в акциях и слишком частая смена цен в системе приводят к невыполнимым задачам для мерчандайзеров.
Например, согласно задвоившимся документам выходит, что мерчандайзерам нужно поменять 5000 ценников в разных магазинах сети за один день или 1700 раз изменить цену на один товар за месяц.
Это невозможно физически, а значит, категорийный менеджер совершил ошибку, когда вносил данные о промо-активности в 1С.
***
Из-за возникающих ошибок, категорийным менеджерам сети стало сложно проводить ценовые эксперименты и эффективно управлять ассортиментом товаров.
Руководство сети приняло решение о разработке аналитического приложения, которое позволило бы:
- Получить детальную аналитику по ценовой политике компании
- Отслеживать фактические цены и цены на кассе
- Анализировать количество допущенных за период ошибок в ценах в зависимости от торговой точки или товара
- Своевременно передавать информацию об изменениях в филиалы сети
Проект был реализован компанией Qlever Solutions на базе существующей в сети BI-системы.