Самый простой пример. Facebook знает о людях все. Но никак сегодня на этом не зарабатывает — деньги компании приносят вовсе не знания о своих пользователях. Напоминает старый анекдот, где два эстонца рыбачат на лодке и вдруг им в сеть попадает русалка. Один достает её из воды, осматривает и молча выбрасывает за борт. Второй смотрит на него с недоумением. Первый ему: "А как?"
Это всё напоминает процессы, которые происходят в мире бизнес-аналитики. Данных много даже у небольших компаний. Ещё есть открытые данные. Решения для их обработки доступны с точки зрения стоимости (в 2008 это было не так). На HeadHunter можно найти резюме аналитиков. Трудно, но можно.
Проблема лишь в поиске ответа на вопрос из анекдота: "а как?" Наверное, у любой компании есть два пути. Первый — вместе с аналитиком данных нанять на работу ещё и бизнес-аналитика, который со временем превратится в CDO (Chief Data Officer). Либо не превратится — это путь
сложный.
Но существует и
простой путь. Он называется BI-самообслуживание (self-service BI). Надо лишь предоставить доступ к данным менеджерам и специалистам — чтобы они сами делали запросы и получали результаты (а) мгновенно, (б) визуализированные, (в) бесплатно, (г) не отвлекая коллег. Есть ощущение, люди не поймут и не справятся. Но это как раз и хорошо — пока один не понял и проигнорировал новый инструмент, другой разобрался, смог извлечь из него пользу и улучшил свои показатели. Первый шаг в сторону управления на основе данных сделан.
Научить работать с данными тех менеджеров и специалистов, которые сделают хотя бы первый шаг, будет очень просто.
Сегодня есть еще и третий путь — искусственный интеллект. Но это отдельный отдельный разговор.
Опубликовано на
VC.ru Автор:
Дмитрий Попович, маркетолог Qlever Solutions