06.09.2023 Публикации

Как управление НСИ помогает избегать ошибок в маркировке товаров?

Каждый из нас в повседневной жизни сталкивается с программой обязательной маркировки товаров: при покупке молочки или воды в магазине помимо обычного штрих-кода нужно просканировать еще один код - DataMatrix-код маркировки.

Маркировка помогает отследить путь товара от производства до реализации и избежать появления контрафакта. Вся информация о продукции, подлежащей маркировке, хранится в системе «Честный знак».

Постепенно проект охватывает все больше категорий товаров от продуктов питания до текстиля и техники, а значит все большему числу производителей и ритейлеров придется столкнуться с необходимостью работать с маркировкой. Кстати, рестораторам, которые продают, например, бутилированную воду, тоже стоит знать правила работы с маркированными товарами.

За соблюдением требований строго следит закон. Административную ответственность несет не только производитель, который не нанес коды на товары, подлежащие маркировке, но и оптовый или розничный продавец, который реализует такую продукцию. Товары, реализуемые с нарушениями, подлежат конфискации, размер штрафа составит (ст. 15.12 КоАП РФ):

  • Для должностных лиц или ИП — до 10 000 рублей.
  • Для юрлиц — до 300 000 рублей.
Плановые проверки ритейла проводятся Роспотребнадзором, но возможны и внезапные инспекции, особенно если поступило сообщение от покупателей. Клиенты магазинов стали полноправными участниками системы контроля за соблюдением правил маркировки. Любой посетитель может легко просканировать код через приложение «Честный знак».

Как ошибки в номенклатуре связаны с неправильной маркировкой?

Часто некорректная маркировка начинается с некорректной номенклатуры, где перепутаны позиции, есть дубли и пересортица.

Чтобы понять, откуда берутся ошибки, немного отвлечемся от маркировки и поговорим об организации работы в ритейле. На предприятиях торговли ведется работа с большими объемами данных - сложной номенклатурой с огромным числом позиций. Приемка товаров часто ведется большими партиями, и этому сопутствует необходимость оперативного оформления первичных документов.

Если эта работа не регламентирована, и ее ведут разные сотрудники, обязательно возникают ошибки в названиях и группах, дубли, неверное количество продукции на остатках, пересортица и прочие неточности в номенклатуре. Так как для крупной компании приемка и отгрузка – процесс практически непрерывный, ошибки нарастают, как снежный ком.

Если опираться на такую ненадежную, полную неточностей номенклатуру при работе с маркировкой – не избежать штрафа. Ошибки из номенклатуры попадают в электронный документооборот с поставщиками, продукция, в том числе подлежащая маркировке, учитывается некорректно.

Отдельно стоит рассказать об учете алкогольной продукции. Каждая бутылка крепкого алкоголя должна учитываться помарочно, то есть, заменить одну бутылку на другую аналогичную – нельзя. При этом бывают случаи, когда поставщик отправил не ту бутылку, которая указана в накладной. Если не отследить это на этапе приемки и не сделать возврат, бутылка не пройдет по кассе, и клиент магазина, возможно, уйдет без покупки.

Кстати, штрафы при неправильном учете можно получить не только за неправильную маркировку, но и за нарушения правил дистрибуции алкогольной продукции. Если товары сгруппированы с ошибками, например, пиво попало в категорию «Напитки» без группы «Алкоголь», ограничение на продажу ночью не сработает, и товар можно будет провести по кассе. Проводя аудит для клиентов, команда Qlever Solutions сталкивалась с ситуацией, когда виски оказывался в группе средств для мытья посуды.

    Что такое система управления НСИ и как она поможет избежать штрафов?

    Нормативно-справочная информация (НСИ) – это фундамент информационной инфраструктуры компании. В состав НСИ входит информация из справочников и классификаторов, на основе которой основываются все бизнес-процессы в компании.
    Управление нормативно-справочной информацией позволяет создать в компании единую версию достоверной информации, на которую можно положиться. Это особенно важно для организаций, которые работают с большим объемом данных, что как раз и происходит в ритейле.

    Маркировка – это часть цифровой трансформации бизнеса. Но в отличие от изменений, инициированных изнутри компании, она происходит извне и может застать врасплох. Чтобы этого не произошло, займитесь созданием регламентов работы со справочниками и повышением качества данных постепенно, шаг за шагом, а не в последний момент, когда эксперимент по маркировке затронет продукцию, которую вы реализуете.

      Как сократить риски с помощью управления данными?

      Оставьте свои контакты, и мы проведем бесплатный экспресс-аудит данных, который поможет вам предотвратить потери и повысить качество принятия решений